Юрий Павленко. Прогрессивные гастроли социалистического цирка в Киеве
В минувшие выходные цирковой коллектив имени
Натальи Витренко, предварительно
отточив свое мастерство выступлениями в южных и восточных провинциях Украины, отважился,
наконец, представить свое мастерство на суд столичного зрителя. В то время как периферийные
репетиции этой талантливой труппы проходили в жанре "защиты" в Украине русского языка от
воображаемых преследований и поддержки мнимых "политических заключенных", киевский спектакль
был приурочен к маршу по Крещатику ветеранов УПА.
Состав творческого коллектива не имел никаких особенностей, полностью повторяя отработанную
ранее в регионах схему. За режиссерским пультом, под охраной бритоголовых национал-социалистов
(пардон, национал-большевиков), находилась сама Наталья Витренко со своими ближайшими
соратниками (см. фото слева). Упомянутые нами руководители циркового представления не один час по
очереди развлекали столичную публику своими номерами в разговорном жанре. Те зрители, которые
случайно оказались в субботу на Крещатике и которые слушали выступающих минут пятнадцать-двадцать,
после чего шли себе дальше по своим делам, вне всяких сомнений, получали массу удовольствия.
Особенно, например, удачным оказался номер в исполнении самое художественной руководительницы
труппы (Наталии Витренко), в котором она минут пять уверяла всех присутствующих в том, что
никому не удастся ее запугать, почти добившись при этом уровня патетики, характерного ранее
лишь для лучших классических образцов (известный анекдот о "Неуловимом Джо", например). Впрочем,
для публики так и осталось глубокой тайной, кто же именно запугивает прославленную примадонну,
поскольку ни на самой площади, ни в ее окрестностях, никаких признаков угрозы кому-либо не
наблюдалось, а сама публика отнюдь не была вооружена ни тухлыми яйцами, ни гнилыми помидорами.
Разве что Наталью Витренко преследовали какие-то неприятные воспоминания о сорванном
когда-то ее недоброжелателями спектакле где-то в провинции, и она опасалась подобных эксцессов и на столичной
сцене? Как говорят, обожглась огнем, так теперь и на воду дует: киевляне - люди воспитанные,
они выражают свое неодобрение лишь молча, им и в голову не пришло бы бросать на цирковую
арену что-либо, кроме цветов.
Более терпеливые почитатели циркового искусства, тонкие ценители таланта Натальи Витренко,
были, напротив, несколько разочарованы: репертуар бродячей труппы оказался настолько
ограниченным, что повторялся по кругу каждые полчаса. Ротация артистов на трибуне не
приводила к разнообразию. Каждый исполнитель лишь в точности повторял все свои реплики,
сказанные им же в своем предыдущем выступлении. Впрочем, с другой стороны, это лишь
подчеркивало мастерство актеров, так как доказывало тот факт, что свои роли они выучили
вполне добросовестно: в репликах не путались, никакой "отсебятины" не допускали.
Массовку этого спектакля под открытым небом составляли коммунисты и члены так называемого
"Союза православных граждан". Последние, в качестве циркового реквизита, широко использовали
(для убедительности творимого ими образа) российские флаги и православные иконы (см. фото справа).
Взявшись за дело со всей ответственностью, Наталья Витренко даже и на столь второстепенные
роли взяла очень опытных исполнителей, работавших с нею еще в прошлом году (на подтанцовках в
избирательной кампании Виктора
Януковича). "Православные граждане" блистали мастерством до такой степени, что даже
несколько переигрывали: их смирение никого не могло оставить равнодушным, а изможденный
и унылый вид наводил зрителей на мысль о непрерывном посте и настойчивом умерщвлении плоти,
которым подвергает себя эта часть прославленной труппы. К сожалению, коммунисты несколько
подкачали, поскольку их цирковые номера не отличались ни малейшей оригинальностью, чем
несколько смазали общее неплохое впечатление киевской публики от игры
регрессивно-социалистической массовки. Чувствовалось отсутствие в художественных замыслах
комми свежих идей, мыслей, исполнителей и режиссеров. Все там словно застыло на канонах
прошлого (и даже позапрошлого) века. Избалованная столичная публика откровенно скучала,
с трудом скрывая то и дело возникающие у всех непроизвольные зевательные телодвижения.
О чем тут можно еще говорить, если большую часть цирковой программы симоненковцев составляло
воспроизведение через динамик на всю площадь таких "хитов" как "Интернационал" и "Вставай,
страна огромная"? Кого они рассчитывали поразить этими "шедеврами", я сказать затрудняюсь.
Для полноты картины, осталось лишь отметить, что несмотря на обилие в реквизите у артистов
разнообразных флагов (и партийных, и государственных) среди них не нашлось места для хотя бы
одного государственного флага Украины. Почему так получилось, сказать трудно. Возможно,
творческие планы этого коллектива настолько амбициозны, что даже на должности технического
персонала (реквизиторов, костюмеров и т.п.) принимаются только высокооплачиваемые иностранные
специалисты.
Видимо, предчувствуя, что на архаичных комми и постных "православных" далеко не уедешь,
Наталья Витренко сделала ход конем: пригласила на представление "варягов" из Крыма -
молодчиков в черных кожаных куртках из некоего "Прорыва", лица которых, как у Зорро, были
прикрыты масками (см. фото слева). Особого прорыва (в художественном смысле), впрочем,
из этого не получилось. Молодые (если не сказать, юные) люди стояли молча, и их неопытность
в сценическом мастерстве ощущалась невооруженным глазом. За все время представления они
так ничем себя и не проявили - если не считать банальной драки между ними, после которой
одного из "прорывателей" увели милиционеры, сопровождаемые двумя дюжинами скучавших все время
и до того, и после телеоператоров; впрочем, именно этот мелкий эпизод стал потом хитом
всех российских новостных каналов - психоз некоторых журналистов дошел до того, что они
объявили о "массовых беспорядках" в центре Киева. Создалось, иными словами, впечатление,
что "прорыв" этот готовился не столько для внутреннего (присутствовавшая на представлении
публика), сколько для внешнего (пиар киевских гастролей в российских СМИ) "употребления".
В общем, так и остался тайным смысл масок на лицах этих актеров: то ли они пытались этим
реквизитом подыграть своему худруку (в ее номере о "преследованиях" и "запугиваниях"), то
ли это был просто элемент театрального антуража, оказавшийся в силу неких непонятных причин
невостребованным. Кто знает, кто знает...
В то время, как их оппоненты устраивали дешевую клоунаду, ветераны УПА сохраняли свое достоинство (см. фото справа).
Ни они сами, ни во множестве присоединившиеся к ним для оказания моральной поддержки жители столицы,
никакой агрессивности не проявляли.
Пройти торжественным маршем по всему Крещатику им так и не удалось, несмотря на то, что
суд отверг попытку мэра Киева Александра Омельченко добиться запрета этого мероприятия.
Милиция лишь обеспечила отсутствие столкновений, но не обеспечила соблюдения гарантированного
Конституцией Украины права на
мирные шествия, о которых власти были заранее уведомлены в установленном порядке. Почему
Омельченко решил в очередной раз (еще свежи в памяти его постоянные прошлогодние неудачные
попытки создания аналогичных препятствий через суд для оранжевых митингов на Майдане) пойти
против своих избирателей (политические предпочтения которых ему не могут быть неизвестными),
опять же остается записать в загадки. Создается впечатление,
что он окончательно поставил крест на своей карьере (возможно, этому в немалой степени поспособствовало
заявление Николая Томенко о его
желании будущей весной баллотироваться на должность киевского градоначальника). Если это так,
то получается, что действующий (пока) мэр старается как можно громче "хлопнуть дверью" перед
своим окончательным уходом из большой политики.
Заключительный митинг ветеранов УПА, которые устали ждать, когда власти наведут порядок
и удалят с маршрута хулиганов, прошел на Крещатике скромно, но вполне торжественно.
Импровизированная трибуна была украшена портретами героев повстанческого движения (Бандера,
Шухевич и др.). Выступающие отмечали уникальность события (проходящего в самом сердце
столицы независимой Украины) и выражали надежду, что
народ Украины будет и дальше укреплять свою независимость, чему не смогут помешать
никакие происки врагов и предателей (имея в виду, очевидно, и ту клоунскую бригаду,
которая давала свое представление по соседству). Ничего, кроме возмущения, тот факт,
что на пятнадцатом году независимости Украины патриоты, которые проливали за эту страну
свою кровь, вынуждены были ютиться где-то в уголочке, конечно, не вызывает. И это в то
самое время, когда центр Майдана, колыбели оранжевой революции, был полностью оккупирован подрывными
антигосударственными силами, цинично (ни от кого не маскируясь) выступавшими прямо под флагами
иностранного государства (см. фото слева). Вызывает удивление полное бездействие СБУ,
которую, похоже, совершенно не заботит тот факт, что пятая колонна, фактически добивающаяся
полной ликвидации государственной независимости Украины, разворачивает свою деятельность совершенно
открыто и уже прямо в центре Киева.